Несколько слов о сигнуманистике
Шеврон, от французского chevron – это нашивка угольной и другой формы из галуна, шнура или тесьмы обычно на рукавах форменной одежды для определения воинских званий, а также для обозначения числа лет службы. Такое толкование этого слова с небольшими различиями дано в Словаре русского языка (С.И.Ожегов, 1989г.), в Советском энциклопедическом словаре (1980г.), в Словаре иностранных слов (1987г.). Конечно, в классическом понимании «шеврон» для вооруженных сил XVI – XIX веков был понятен вследствие технологии изготовления, практики применения и ношения. Сейчас возможно только в богатой традициями Великобритании можно еще встретить шевроны в классическом понимании (Рис.1).
Современное определение области коллекционирования шевронов и нашивок – «сигнуманистика» – поддерживает это мнение. Кстати, это практически новый вид коллекционирования, соответственно и название это появилось буквально несколько лет назад.
«Сигнуманистика» (от лат. signum – знак и manus – рука) – коллекционирование нарукавных, нагрудных и наспинных нашивок знаков различия». Но такое определение шевронов и нашивок весьма упрощено. Существуют различные мнения, что считать шевроном, а что нашивкой. На мой взгляд, в настоящее время применение термина «шеврон» значительно расширилось. Учитывая изменения в технологии производства, учитывая, что шевроны в вышеуказанном толковании практически не выпускают, и в то же время все шире в изготовлении знаков различия применяется вышивка, в целях сохранения традиций необходимо применять термин «шеврон» к современным нашивкам. Да и в разговорной речи чаще применяется термин «шеврон», а не «нашивка». Ведь сегодня шеврон – это знаки различия на рукавах форменной одежды для определения воинского звания, принадлежности к конкретным организациям и ведомствам, к конкретным воинским формированиям, принадлежности к определенным общественным объединениям и союзам. В конце концов, это просто прекрасный сувенир на память. А нашивка - это знаки различия и отличия в виде нарукавной, наспинной или нагрудной квалификационной нашивки, это петлицы на камуфлированной форме одежды, это кокарды на головные уборы. Термин «нашивка» следовало бы закрепить за нагрудными нашивками (типа «Группа крови»), нарукавными нашивками (типа «Курс учебного заведения»), наспинными нашивками (типа «Спецназ») или уточняющими основные шевроны (типа «Факультет связи и АСУ»). В связи с вышесказанным, можно и уточнить определение «сигнуманистика» – это коллекционирование нарукавных и нагрудных шевронов, а также нашивок знаков различия и отличия».
К символике очень большой интерес в частях и подразделениях, особенно среди молодых военнослужащих, на символике необходимо строить патриотическую и воспитательную работу среди молодежи (с какой гордостью носят шевроны и нашивки учащиеся патриотических классов), открывать секции в магазинах по продаже шевронов и нашивок (ведь шевроны и нашивки – это дешевый и доступный вид коллекционирования). Сопоставляя и анализируя состояние дел с разработкой и утверждением шевронов и нашивок в организациях и ведомствах Беларуси можно отметить следующее. Наиболее целенаправленная работа ведется в Вооруженных Силах: разработана нормативно-правовая база, создан Геральдический совет Вооруженных Сил, который достаточно активно работает в этом направлении. В Министерстве по чрезвычайным ситуациям и в Государственном комитете пограничных войсках создание шевронов и нашивок объединено единым замыслом, который выражается в форме геральдического щита, выверенными подходами к проектированию и изготовлению шевронов и нашивок с учетом традиций формирований МЧС, пограничных войск, их мест дислокации. Также интересно решение, принятое в пограничных войсках, выполнить кокарду и петличные знаки в виде нашивок. В Министерстве внутренних дел также достигнуты определенные успехи в этой области. Необходимо остановиться на 3 отдельной бригаде оперативного назначения: в бригаде ведется планомерная работа по привитию гордости за службу в бригаде через ее символы, практически каждая рота имеет свой нарукавный знак в виде шеврона, широко распространены другие шевроны и нашивки. Всего в бригаде разработано и внедрено более 40 видов шевронов. Размер статьи не позволяет остановиться на всех аспектах данной области: можно говорить и о технологиях производства шевронов и нашивок, о положительных и отрицательных сторонах разработки и производства шевронов и нашивок, о тиражах тех или иных шевронов и нашивок и т.д. Это работа для последующих исследователей воинской символики Беларуси. Необходимо отметить, что в последнее время появилось несколько сайтов, посвященных сигнуманистике, что восполнит пробел в этой области в Беларуси. Один из них перед Вами. И Вам судить о его содержании и качестве. Автор статьи также будет признателен за любые замечания и предложения. С ними можно обращаться по адресу электронной почты chevron2005@tut.by.
П.Е.Тюев
Петр Егорович Тюев является автором книг ШЕВРОНЫ БЕЛАРУСИ (книга представляет собой справочное пособие по нашивкам и шевронам Республики Беларусь) и "КРЫЛАТАЯ ПЕХОТА В СУВЕРЕННОЙ БЕЛАРУСИ В ЗНАКАХ И ШЕВРОНАХ". Если Вас заинтересовала книга пишите мне (e-mail) или автору книги (e-mail).